Автор: Дубовицкий, Муром "На маломерных судах связь и сигнализация необходимы для связи с берегом и другими судами, для подачи сигналов бедствия." "Вот, вот!", - одобрительно пробурчал я, переворачивая очередную страницу водно-моторного "букваря" в расчете найти там описание какого-нибудь законопослушного и непременно современного способа связи для водоплавающей публики на внутренних водных путях. Минутой позже книжка, только что с интересом штудируемая, лежала на дальней полке - одни лишь заголовки подразделов напрочь отбивали охоту читать ее дальше. "Флажная сигнализация", "Русская семафорная азбука", "Световая и пиротехническая сигнализация"... "Это что же, в век инмарсатов, джи-пи-эсов и глобалстаров, я, чтобы узнать у встречного судна прогноз погоды, должен палить в него ракетой?!", - начитанное и наслышанное о разных технических диковинах "Я" негодовало и требовало чего-нибудь более элегантного или, как минимум, совершенного.
Опрос мужиков на местной стоянке показал, что самые продвинутые и технически оснащенные ставят на свои суда радиостанции гражданского диапазона (27 МГц; т.н. Си-Би станции) и остаются ими премного довольны. В самом деле, на нашей позабытой - позаброшенной речке подобное решение проблемы связи пожалуй наиболее удачно и рационально (Си-Би станции дешевы, связь посредством их устойчива, дальность ее мала, но приемлема).
Все бы хорошо, однако при выходе в любую магистральную реку (в нашем случае, например в Оку, на которой, слава богу, еще теплится жизнь), Си-Би станция обретает очень существенный недостаток - с ее помощью невозможно связаться с судами речфлота, шлюзами, портами, любыми другими службами речного флота. Между тем, связь эта бывает ох как полезна, а в некоторых случаях (при шлюзовании, в узкостях, при аварии или поломке на фарватере) просто необходима для обеспечения безопасности судна и экипажа.
В общем, Си-Би - дело хорошее, но, затевая серьезное плавание, неплохо иметь на борту радиостанцию диапазона 300-336,5 МГц - именно в нем ведут радиообмен речные суда, диспетчеры шлюзов, портовые службы, в нем же передаются сводки погоды, сообщения о навигационных опасностях. Короче, цель была поставлена: к моменту спуска моего "парохода" на воду после героического трехлетнего ремонта, в его рубке, наряду с Си-Би-шкой, должна поселиться и трехсотмегагерцовая "речная" станция.
Тут же возникли вопросы: куда обращаться, что покупать, какие могут встретиться сложности, а самое главное - возможно ли в принципе частному владельцу маломерного судна официальным путем приобрести и зарегистрировать "речную" станцию?
Попытка выяснить что-либо в яхтенных и прочих околоводных web-конференциях оказалась безрезультатной. Знакомые яхтсмены из Мурома знали еще меньше и смогли лишь припомнить, что для похода в Москву на 300-летие флота речфлотовские "Волжанки" во временное пользование они получили без каких-либо разрешений и прочих бумаг благодаря содействию городского военкома. Ввиду отсутствия знакомых военкомов и присутствия желания заполучить "речную" радиостанцию не на время, а насовсем, оставалось одно - попытаться пройти разрешительную процедуру официальным путем на общих основаниях.
Рассудив так, я отправился в наше местное управление Госсвязьнадзора: Кажется, если бы я запросил разрешение, скажем, на голубиную почту, дяденька из "разрешительного" отдела удивился бы ничуть не меньше. Однако, - покрутил в руках мой судовой билет, судоводительские права ("Ничего подобного раньше не видел!") и вполне добродушно обронил: "Ща разберемся..." На разбор ушло около получаса, но, в конце концов, дядька все же извлек из завалов нужную бумагу. Честно сказать, я никак не ожидал, что процедура получения разрешения окажется столь необременительной. "Что ж, имеете право, - заключил дядька, прочитав до конца найденную бумагу, и тут же предложил: Пишите заявление". Пришлось открыть карты, выдать себя, как эмиссара boatclub`а и человека, временно неспособного купить запрашиваемую радиостанцию по финансовым соображениям. Перестав видеть во мне зажравшегося пароходовладельца, дядька окончательно подобрел и согласился ответить на несколько вопросов (на некоторые - довольно откровенно).
- Что первично, покупка радиостанции или оформление документов?
- Первым делом вы должны получить у нас разрешение на покупку радиопередающего устройства. Без разрешения Госсвязьнадзора радиостанцию можно приобрести разве-что на вторичном рынке, причем это будет нарушением закона. Легальные же продавцы вправе реализовать ее только при предъявлении покупателем разрешения на приобретение, выданного органом Госсвязьнадзора по месту жительства владельца судна.
- Какова процедура выдачи разрешения?
- Вы пишите заявление - мы выдаем вам разрешение. Следует лишь иметь в виду, что в разрешении указывается конкретная модель радиостанции - ее и только ее вы вправе потом купить. Так что, прежде чем отправляться в Госсвязьнадзор, определитесь какую конкретно радиостанцию вы бы хотели иметь.
- Разрешение получено, радиостанция куплена - что далее?
- Далее вы вновь приходите к нам, платите деньги, регистрируете покупку и получаете разрешение на эксплуатацию.
- Сколько это стоит?
- Регистрационный сбор (разовый) - порядка 200 рублей. Эксплуатационный (раз в год) - от 56 до 116 рублей в зависимости от мощности радиостанции.
- Для многих водномоторников новая техника дороговата. Как приобрести радиостанцию с рук и не нарушить при этом закон?
- Точно так же - подойти к нам и получить разрешение на покупку. Проблемы в этом случае могут возникнуть только у того, кто продал вам станцию, не имея на нее разрешения, да и то, только в том случае, если вы нам про него расскажете...
- А если станция уже куплена?
- Поймите главное - мы заинтересованы в том, чтобы в эфире был порядок, а люди пользовались радиостанциями легально, т.е. подконтрольно. Покупка радиостанции без разрешения - это нарушение закона. Не наказать человека в этом случае мы не имеем права. Однако мы понимаем, что чем суровее мы будем наказывать, тем больше народу будет пользоваться незарегистрированными радиостанциями втихаря. Соответственно, расклад такой: если судовладелец сам пришел к нам с незарегистрированной станцией, мы применяем к нему минимально возможное наказание, оформляем на станцию все необходимые документы и расстаемся друзьями...
- Что же в этом случае минимально возможно?
- Предупреждение или штраф в размере одного минимального оклада. Разумеется, это не относится к тем гражданам, которых мы "вылавливаем" самостоятельно. Пришел сам - это одно. Попался с незарегистрированной станцией - совсем другое.
- В разрешительных документах на радиостанцию фигурирует судовладелец или судно?
- И владелец и судно.
- Как быть, если владельца радиостанции приглашают, к примеру, провести отпуск на борту другого судна. Радиостанции там нет и он хочет прихватить в поход свою. Что делать?
- Зайти в Госсвязьнадзор. Мы выпишем временное разрешение на эксплуатацию.
Вот так! На удивление просто и по-человечески. Будучи с оказией в Москве, зашел с другом в тамошний Госсвязьнадзор (ул.Селезневская, д. 21, тел.: 288-41-73). Чиновники в столице оказались построже, но, в принципе, подтвердили вышесказанное, за исключением, пожалуй, только легализации незаконно приобретенных радиостанций. Минимальным окладом, а уж тем более предупреждением столичные госсвязьнадзоровцы ограничиваться явно не желали...
Теперь, когда стало ясно, что с разрешительными бумагами проблем не будет, оставалось только выяснить какую из имеющихся моделей радиостанций следует предпочесть.
На сегодняшний день перечень радиостанций сертифицированных Госсвязьнадзором и допущенных к использованию Российским Речным Регистром ( РРР ) значительно расширен и поэтому здесь не приводится. В качестве примера привожу сведения об одной стационарной радиостанции:
Речная УКВ радиостанция NAVCOM CPC-300
Сертификат РРР одобрения типа № 242-06-4.18.1 от 16.02.2010
Речная радиостанция NavCom СРС-300 разработана и производится ООО «НавМарин». В разработке радиостанции речного диапазона выполнены все требования РРР и не забыты пожелания капитанов речных судов.
Речная УКВ радиостанция NAVCOM СРС-300 предназначена для организации диспетчерской радиосвязи и радиосвязи между судами на внутренних водных путях страны и совмещенную по протоколу с радиостанциями типа «КАМА». Радиостанция NAVCOM СРС-300 разработана специалистами ООО «НавМарин» с учётом современных требований к радиостанциям данного типа. В радиостанции применяется современная элементная база и последние технические решения, что обеспечивает прекрасные технические характеристики.
В качестве дополнительной опции предлагается дополнительный внешний динамик для обеспечения лучшей слышимости в зашумлённых помещениях. Обеспечивается регулировка яркости дисплея, позволяя создать комфортные условия для работы в тёмное время суток. Конструкция радиостанции допускает различные варианты крепления: с помощью кронштейна крепление на консоль или к потолку, а так же монтаж заподлицо, что обеспечивает высокую степень защиты IP55.
Радиостанция обеспечивает: - Переключение каналов связи - Переключатель каналов и мощности передатчика продублирован на тангенте (новинка) - Световую индикацию работающего канала - Шумоподавитель с регулировкой - Индикацию режима передачи - Сканирование по двум каналам - Сканирование по трём каналам (новинка) - Сканирование всех каналов связи - Память каналов для сканирования - Индикация высокой мощности передатчика - Сигнал «Вас принял» - Звук нажатия клавиш - Блокировка клавиш - Уровень входящего / исходящего сигнала - Быстрый переход на «5» канал связи - Выбор Меню - Степень защиты IP 44 - Степень защиты по лицевой панели IP 55 - Сигнал SOS
Комплектация: - радиостанция СРС-300 - крепежная скоба - комплект технической документации - переходник для разъема BNC - выносной динамик (опционно) - блок питания (опционно) - антенно-фидерное устройство (опционно)
Приемник Частотный диапазон МГц: 300,0125…336,5125 Сетка частот 25 кГц Чуствительность приёмника 0,17мкв Коэф. нелинейных искажений -45 дБ Уровень фона 43 дБ Изберательность по соседнему каналу 75 дБ Изберательность по побочным каналам 85 дБ Интермодуляционная изберательность 75 дБ
Технические Характеристики Частотный диапазон МГц: 300…337 Питание постоянного тока 10,8 … 15,6 В Максимальный ток не более 5 А Антенный импеданс 50 Ом Номинальная звуковая мощность 5 Вт Габариты Д х Ш х В 185 х 180 х 80 Тангента Д х Ш х В 60 х 35 х 95 Вес 1800г Рабочий диапозон температур -25С … +55С Степень защиты IP 44 Степень защиты по лицевой панели IP 55
Кроме стационарных имеется множество носимых радиостанций - выбор за Вами . Но в любом случае ориентируйтесь по диапазону частот (300-336,5 МГц) или имеемым в этом диапазоне частот номерам каналов связи (минимум 5 каналов -5,2,3,4,25,43)
Радиосвязь на внутренних водных путях в диапазоне 300-336,5 МГц имеет две основные особенности - физическую и организационную.
- Физическая особенность подразумевает то, что дальность и качество связи на ВВП очень зависят от рельефа местности. На открытой воде, к примеру, дальность уверенного радиообмена может доходить до 20 км, а на извилистой реке с высокими берегами, узкостях - снижаться до 10 и менее километров.
- Организационная особенность связана с тем, что система связи на отечественных внутренних водных путях создавалась в интересах речного флота тогда, когда об участи в радиообмене маломерщиков и речи не было. Соответственно, вся система связи, принципы ее построения ориентированы прежде всего на "большие" суда. Водномоторников и яхтсменов речфлот воспринимает в своем радиодиапазоне гостями. Имейте это в виду, будьте кратки, вежливы и разумны (не пытайтесь, к примеру, просить в эфире капитана встречного "Волго-Дона" разойтись с вашим "Прогрессом" правыми бортами...).
В фирме "Навиком" каждому покупателю радиостанции вручают четвертушку бумаги с памяткой по использованию. Привожу ее полностью.
ПАМЯТКА по использованию радиосвязи на внутренних водных путях:
1. Частотные каналы Канал 5 - для вызова судов, согласования маневров и передачи сигналов бедствия. Канал 2 - для связи между судами. Канал 3 - для связи с диспетчерами шлюзов. Канал 4 - для связи с другими службами речфлота. Канал 25 и 43 - для связи между яхтами.
2. Правила ведения связи Вызов судна осуществляется на 5-м канале. В качестве позывного используется название судна. Например: "Волга-Дон 5" ответь яхте "Вега". Если название судна установить невозможно, можно вместо позывного назвать его тип или положение относительно встречного судна: "Встречный теплоход, ответь яхте "Вега".
Вызов диспетчера шлюза осуществляется на 3-м канале. В качестве позывного используется номер шлюза.
При необходимости ведения длительных переговоров, после вызова на 5-м канале следует перейти на соответствующий канал: для связи с судами речфлота - на 2-й, для связи с яхтами - на 25-й или 43-й.
Если какой-либо из этих каналов занят службами речфлота, следует использовать другой свободный канал.
В каждом водном бассейне имеются береговые радиостанции "речного" диапазона. Кроме непосредственной связи с судами они следят в эфире за сигналами бедствия и регулярно передают сводки погоды, штормовые предупреждения и сообщения о навигационных опасностях.
Каналы, на которых работают эти радиостанции, а также позывные, которые они используют, приведены в "Списке береговых радиостанций и расписания их работы на водных путях Единой глубоководной системы Европейской части Российской Федерации"
Выделение двух отдельных каналов для связи между яхтами - заслуга яхтсменов, традиционно более сплоченных и объединенных в союзы и всевозможные федерации. Представляется разумным использование этих каналов и для связи между моторными маломерными судами.
Номера каналов и соответсвующие им частоты:
Ссылка где можно купить: http://navmarine.ru/shop/category/oborudovanie-radiosvyazi/rechnye-radiostantsii/
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 10 дней со дня публикации.