Главная > Интересно знать > История сигнала SOS.

История сигнала SOS.


28-02-2017, 18:34. Разместил: R3FG
9 ноября 1906 года всем хорошо известный сигнал бедствия ''SOS'' впервые был передан в эфир американской компанией  ''International Radio Telecommunications''.

''SOS''-международный сигнал бедствия в телеграфном коде Морзе, представляющий собой последовательность из трёх точек, трёх тире, трёх точек, передаваемых без пауз между буквами.

Вопреки распространённому убеждению, ''SOS'' не является аббревиатурой. Сначала сигнал вообще не имел буквенного эквивалента. Однако, поскольку в международно-признанном к тому моменту варианте азбуки Морзе буква ''S'' кодировалась последовательностью трех точек, а ''O'' -- трех тире, то сокращение ''SOS'', помогавшее запомнить сигнал, напрашивалось само собой. Впрочем, впервые оно появилось в 1907 г., уже после принятия сигнала, в газетном отчете о конференции. Еще позже появились и фразы, которые часто связывают с этим сигналом, такие как ''Save Our Ship'' (''спасите наш корабль''), или ''Save Our Souls'' (''спасите наши души''), или ''Swim Or Sink'' (''плывите или утонем'').
 
Ещё до изобретения радио на морских судах уже применялось множество различных визуальных и аудиосигналов бедствия. Для этого использовались такие средства связи как семафорные флаги, сигнальные огни и колокола. Радио (называвшееся тогда ''беспроводным телеграфом'') как всем хорошо известно, вначале использовало азбуку Морзе, то есть систему, изначально разработанную для наземного проводного телеграфа. Когда на судах стали появляться радиостанции, появилась необходимость в стандартизации коммуникаций, но национальные различия и соперничество конкурирующих радиокомпаний затрудняли решение этой проблемы. Первые попытки унифицировать тревожные сигналы предпринимались уже на первой конференции по беспроволочной телеграфии, состоявшейся в Берлине, Германия, в 1903-м году.

Тогда представитель Италии -- капитан Квинтино Бономо, -- обсуждая необходимость общепринятых процедур, предлагал ввести сигнал ''SSS DDD'', который корабли в бедствии должны были передавать каждые несколько минут. Его предложение по стандартизации сигнала не было принято, но в итоговом протоколе конференции появилась статья, обязывавшая радиостанции внимательно следить за сигналами бедствия, поступавшими от кораблей. На это же место претендовал сигнал ''CQD'', предложенный компанией Маркони. Этот сигнал был введен внутренним циркуляром компании от 7 января 1904 г. ''CQD'' восходил к давно выработанному сигналу ''CQ'' (''come quickly'' -- ''подойти быстро''), служивший сигналом общего вызова для телеграфистов, к которому была добавлена буква ''D'', обозначавшая ''Distress'' (бедствие). Сам юбиляр появился на свет в Германии в компании двух братьев, которые, впрочем, не стали столь знамениты впоследствии.
 
В национальных правилах радиовещания, вступивших в силу 1 апреля 1905 г., было введено три специальных последовательности кодов Морзе для общения береговых и корабельных радиостанций в случае бедствия на море. Один из них был ''SOS'', а два другие были: ''Ruhezeichen'' (''Сигнал прекращения вещания''), состоявший из шести тире. Его должны были передавать береговые станции для того, чтобы остальные местные станции прекратили передачу; ''Suchzeichen'' (''Сигнал поиска''), состоявший из последовательности три точки -- три тире -- одна точка. Его должны были использовать корабельные радиостанции для того, чтобы привлечь внимание береговых.
 
Наконец, в 1906 году, опять-таки в Берлине, состоялась вторая Международная радиотелеграфная конференция. В её работе приняли участие
представители двадцати девяти стран, в том числе Англии, Германии, России, США, Франции, и Японии. Основным вопросом повестки дня конференции было установление единого радиотелеграфного сигнала бедствия. Представитель ''Marconi Co.'' настаивал на утверждении в качестве единого международного сигнала ''CQD''. Представители США резко возражали против этого, утверждая, что при передачах и приёме такого сигнала его нередко путают с обычным общим вызовом ''CQ''. К тому же эти оба сигнала применялись и береговыми телеграфистами при авариях и несчастных случаях на железных дорогах.
 
Конференция поддержала американских представителей и решила заменить ''CQD'' каким-нибудь другим, ясным и чётким сигналом. Те же представители предложили принять сочетание ''NC'', означающее ''Терплю бедствие, нужна немедленная помощь''. Но и это предложение было отклонено. Представитель немецкой радиотелеграфной фирмы ''Сляби-Арко'' предложил сигнал ''SOE''. Во время обсуждения один из делегатов заметил, что предложенный сигнал имеет существенный недостаток: поскольку буква ''E'' передается одной точкой, сигнал при дальнем приеме или перегруженном эфире может быть искажен и даже не понят.
 
Поэтому было решено заменить ''E'' на ''S''. Получилось ''SOS''. Предложение было принято почти единогласно. Конвенция, подписанная в Берлине, вступила в силу 1 июля 1908 г.

Первым кораблем, пославшим сигнал ''SOS'', был трансатлантический лайнер ''Slavonia'', налетевший на рифы близ Азорских островов на пути из Нью-Йорка в Триест. Это произошло 10 июня 1909 г...
Вернуться назад